Товарные кредиты все сильнее проигрывают кредитным картам: уйдет ли POS-кредитование в прошлое?

15.10.2014

Аналитический отдел агентства «Секвойя кредит консолидейшн» опубликовал данные своего очередного исследования отчетности Банка России и коммерческих банков. Согласно этой информации, в России за 9 месяцев 2014 года впервые снизилась задолженность по товарным POS-кредитам, выдаваемым банками прямо в магазинах, а их общая доля сократилась до 2,5% от всего рынка необеспеченного кредитования. Некогда популярные товарные кредиты окончательно уступили свое место кредитным картам и потребительским кредитам наличными.

Все последние годы объем рынка POS-кредитования неуклонно снижался. Сейчас он составляет всего 18,5 млрд рублей, что на фоне 1,13 трлн рублей рынка кредитных карт выглядит весьма скромно. И если остальные виды необеспеченного кредитования показывают пусть и небольшой, но все-таки рост, то POS-кредиты устойчиво теряют популярность.

Когда в середине 2013 года большинство отечественных банков снизили свою активность в выдаче рискованных кредитов, POS-кредитование попало под нож первым. Что неудивительно. Пик популярности магазинных кредитов пришелся на годы становления банковского сервиса, когда о других финансовых услугах никто не знал, а единственным способом найти клиента-заемщика для банка было перехватить его в крупном магазине. Однако, из-за ограниченного времени на проверку заявок этот вид кредитования всегда был самым рисковым.

Статистика объемов экспресс-кредитования в торговых точках

Год Динамика POS-кредитов
в % к предыдущему году
2010 +43
2011 +24
2012 +18
2013 +14
2014 (9 мес.) -2,5

На поведение банков повлияла и политика магазинов-партнеров. Если на заре сотрудничества торговые сети сами платили банкам комиссию за каждый выданный кредит, то сегодня розничные торговцы, наоборот, берут с банков деньги за право работать в их сети. Все это отражается на доходности банков.

Несмотря на наглядные цифры статистики, не все банкиры спешат полностью распрощаться с POS-кредитованием. Некоторые кредитные учреждения, например, такие как ОТП Банк, видят здесь еще немало перспектив для развития банковского бизнеса. Не хочет уходить с этого рынка и банк Хоум Кредит, его представители заявляют, что POS-канал помогает находить им новых клиентов, а финансовые показатели этой деятельности остаются весьма привлекательными.

Хотя рынок банковских кредитов сейчас переживает далеко не лучшие времена, кредитование в магазинах, само по себе, по-прежнему востребовано покупателями. Торговые сети продают в кредит около 20% от всех товаров. Самыми популярными покупками с помощью POS-кредитов являются бытовая техника (почти половина всех сделок), средства связи и мебель.

Комментарии

Вы можете оставить свой комментарий.

Другие материалы